Sony A7R – игрушка или профессиональный инструмент?

Рассмотрены практические вопросы использования беззеркальной цифровой full-frame камеры Sony A7R с оптикой Canon EF, установленной через переходник с поддержкой автофокусировки в качестве основной (и/или единственной) камеры для архитектурной и других видов фотосъемки.

Внимание! Копирование материалов статьи без размещения активной ссылки на сайт автора: Сlearimages.ru, или smelov.photo запрещено. Автор текста и фото: Иван Смелов

1. Введение

Всем привет! До последнего считал, что в написании этой статьи нет необходимости, поскольку в Интернете достаточно информации как о самой камере, так и о возможности ее использования с оптикой других производителей через переходник, поддерживающий автофокусировку. Однако, часто поступающие и повторяющиеся вопросы не оставили выбора - коллегам нужна информация из первых рук, а значит я должен помочь. Основная цель данной статьи – осветить те практические аспекты использования камеры, которые ранее не были рассмотрены в других источниках. Обращаю ваше внимание, что вся информация ниже относится только к камере Sony A7 с литерой R, отличия которой от других моделей линейки (A7, A7s) вы можете уточнить на сайте производителя.

2. Общие сведения

Первый и самый распространенный вопрос, который я и сам задавал перед покупкой Sony A7R, звучит так: «Почему именно Sony A7R. И может ли эта камера быть основной в арсенале фотографа?»

В качестве доводов в пользу именно данной модели можно привести выдержку из ее технических характеристик, взятых с официального сайта Sony:

  1. Вес 407 г. (465 г. с аккумулятором и картой памяти);
  2. full-frame матрица 36 Мп без сглаживающего фильтра;
  3. возможность использования с любой оптикой;
  4. диапазон ISO 50-25600 ед.

Камера Sony A7R: общий вид

Для меня, как для фотографа архитектуры, решающими оказались второй и третий аргументы. При использовании с профессиональной оптикой (плюс переходник) выигрыш в весе комплекта оказывается не таким уж большим, значения ISO, отличные от 100 ед., я использую редко. В то же время часто бывает востребована кристально резкая картинка высокого разрешения. Ближайшим условным аналогом камеры в плане качества картинки является модель Nikon D800E, однако мне, как владельцу парка оптики Canon было неудобно менять все объективы на Nikon. Кроме того, в арсенале Nikon отсутствуют такие часто используемые мной объективы как Tilt-Shift 17 mm f/4, 400 mm f/5.6. Возможность «скрестить» имеющуюся оптику с мощной камерой другого производителя через переходник сыграли решающую роль в выборе.

3. Переходник

Для присоединения к камерам Sony c байонетом E оптики других производителей с сохранением автофокуса используются переходники, монополистом в производстве которых до недавнего времени являлась компания Metabones. На сайте компании www.metabones.com можно найти адаптеры для самых разных байонетов, включая даже такие редкие как Canon FD.

Адаптер (переходник) Metabones Mark IV: Canon EF/Sony E

Актуальной версией переходника Canon EF/Sony E на момент написания статьи является Metabones Mark IV. Стоимость переходника составляет $399. Несомненным достоинством адаптера является простота его конструкции и отсутствие каких-либо линз, что делает его более надежным. На Ebay и других подобных торговых площадках всё еще существует возможность заказать переходники Metabones прошлых версий, например, Metabones Mark III, по более низкой цене, однако их покупку я бы не рекомендовал ввиду ряда недостатков, исправленных в поздних версиях. В частности, у Metabones Mark III были определенные проблемы со светоизоляцией, в связи с чем при съемке ярких объектов (солнца, фонарей и т.д.) могли возникать паразитные переотражения и блики.

По причине высокой востребованности переходников на байонет Sony E и дороговизны переходника Metabones в последнее время на рынке стали появляться аналогичные адаптеры других производителей (Commilite, Fotodiox и т.д.) по существенно более гуманной цене (порядка 10 тыс. руб). Однако я не могу судить о качестве этих адаптеров, поскольку не являюсь их владельцем.

4. Впечатления от эксплуатации

Не считаю нужным описывать эстетические ощущения от камеры, все они субъективны и изложены в многочисленных обзорах. Вкратце – камера сделана добротно, из качественных материалов. Поскольку камера бралась для работы, меня больше интересовала сама картинка, а также ее (камеры) «полевые» характеристики - устойчивость к холоду и влаге, длительность работы без подзарядки, скорость автофокуса с неродной оптикой. Ряд тестовых съемок позволил выявить следующие положительные и отрицательные нюансы по сравнению с моей другой камерой Canon 5D Mk.III.

    Положительные стороны:

    1. Резкость картинки и динамический диапазон ощутимо выше, чем на Canon 5D Mark III;
    2. камера мало шумит на высоких ISO (вплоть до 3200);
    3. встроенный WiFi модуль работает без сбоев и субъективно очень полезен.

    Впечатления от эксплуатации камеры положительные. Резкость в связке практически со всей имеющейся у меня оптикой безупречная – видно, что матрица выжимает всё, что только можно выжать из данной конкретной модели объектива. Динамический диапазон по сравнению с Canon несравненно выше. Можно специально снимать изображение с недодержкой в 2-2.5 ступени, после чего без потерь и шумов вытягивать детали в тенях, сохраняя при этом детали в светлых участках. Иными словами, от брекетинга в большинстве случаев можно отказаться, обходясь одним недодержанным кадром. Почему недодержанным? Дело в том, что камера, как мне показалось, хуже сохраняет информацию в светах, чем Canon. Уменьшить экспозицию хотя бы на 1 ступень и вытянуть из светов детали зачастую оказывается проблематично.

    Поскольку я не занимаюсь портретной съемкой и съемкой динамичных репортажей, а для остальных сюжетов, как правило, использую штатив, то наличие высокого рабочего ISO было для меня скорее приятным бонусом, чем жизненной необходимостью. Тем не менее, камера прекрасно отработала на тестовых снимках вплоть до ISO3200, субъективно проигрывая Canon 5D Mark III по шумам примерно одну ступень. Важным нюансом является тот факт, что большой динамический диапазон Sony A7R по достоинству можно оценить только на низких ISO (100-200 ед.). При более высоких значениях чувствительности вытягивание деталей из теней заканчивается шумами. Впрочем, характер шумов Sony мне показался более приятным, чем у Canon, у которого шумы на высоких ISO имеют доменную структуру в виде цветовых (красноватых) пятен.

    Неожиданно полезной функцией оказался встроенный WiFi модуль. Зная модели камер, в который WiFi интегрирован по принципу «чтобы было» и не является полноценным рабочим инструментом, здесь всё работает без нареканий. Благодаря WiFi камерой можно управлять при помощи смартфона, что исключает необходимость покупки достаточно дорогого пульта ДУ (впрочем, я все же купил его, потому что привык к аналоговым кнопкам). Другое очевидное применение WiFi – передача файлов на другие устройства. Так, при съемке солнечного затмения в Петербурге я был одним из первых фотографов, выложивших репортаж в Интернет, что позволило моей фотографии обрести некоторую популярность. Также, многие фото из поездок я выкладываю в Instagram прямо с камеры, не дожидаясь возвращения домой, или прихода в отель.

    Отрицательные стороны:

    1. Камера быстро съедает заряд батареи (особенно на морозе);
    2. автофокус с оптикой Canon сохраняется, но скорость его неудовлетворительна;
    3. громкий затвор;
    4. камера «зеленит» картинку;
    5. отсутствует автоотключение экрана в режиме LifeView;
    6. один слот карты памяти SD против двух слотов (SD+CF) в 5DMkIII субъективно менее надежен.

    Давайте теперь остановимся на отрицательных сторонах, выявленных в процессе эксплуатации камеры. Скажу сразу, никакого «криминала», который бы привел к нежеланию работать с камерой, нет. Более того, все те недостатки, о которых пойдет речь, по сути, недостатками не являются. Скорее это особенности, с которыми необходимо считаться и про которые нельзя забывать, чтобы не угодить в неловкую ситуацию.

    Зарядное устройство для Sony A7R

    Быстро разряжающийся аккумулятор и отсутствие зарядного устройства в комплекте – определенно минус камеры, обусловленный «прожорливостью» ее видоискателя и/или ЖК-экрана. К счастью, устраняется он легко – я решил проблему покупкой двух запасных фирменных аккумуляторов и сдвоенного зарядного устройства, такого как на картинке.

    Более серьезная проблема – это медленный автофокус. Я не использовал камеру с родной оптикой Sony, думаю, в этом случае проблем с фокусировкой не будет, но при использовании оптики Canon через переходник Metabones скорость фокусировки неудовлетворительна. Если при хорошем освещении на контрастных объектах фокусировка происходит достаточно быстро, то в сумерках гораздо проще бывает сфокусироваться вручную. С другой стороны, автофокус все-таки есть и он работает. Кроме того, камера оснащена прекрасным набором программных инструментов (пикинг, увеличение), позволяющим максимально упростить и ускорить ручную фокусировку. В итоге, вывод такой – использование камеры с оптикой через переходник для съемки динамичного репортажа невозможно. Для неспешной съемки портретов, или туристических зарисовок – возможно, но гораздо проще выключить автофокус и сфокусироваться вручную по дисплею, или через видоискатель, поддерживающий десятикратное увеличение.

    Совершенно непонятной является причина, по которой затвор камеры столь громок. При отсутствии каких-либо массивных механических элементов, звук затвора Sony A7R ничуть не тише чем у Canon 5D Mark III. При съемках в стиле Urban Exploration, когда требуется максимальная скрытность, лязганье затвора Sony может привести к провалу. В отличие от Canon 5D Mark III беззвучный режим съемки у Sony не предусмотрен. Распространено мнение, что лязганье затвора Sony A7R зачастую может привести к микросмазу картинки. На мой взгляд, это мнение необоснованно. Для сравнения в таких моделях как Sony A900, или Canon 5D Mark II такая проблема действительно имела место. В случае же с A7R, характер вибрации такой, что вероятность смаза мала. Во всяком случае, я в своей практике с такой проблемой не столкнулся.

    Картинка у Sony A7R чисто никоновская. Оно и понятно – в моделях Nikon D800E и Sony A7R используются одинаковые матрицы. Цветопередача, по моему мнению, оставляет желать лучшего. На первых порах преобладание паразитных зеленых оттенков сильно огорчало меня, однако впоследствии я научился их убирать, создав специальный пресет в Lightroom, действие которого главным образом сводилось к добавлению +10-15 единиц “magenta” в настройках баланса белого. Сейчас, после полугода пользования камерой я полностью привык к цветам Sony и научился с ними работать.

    Возвращаясь к теме разрядки аккумулятора, следует упомянуть такой момент – в камере не предусмотрена возможность автоотключения режима LifeView через заданное время. То есть если вы, снимая со штатива, выстраиваете композицию по экрану, а потом отходите в сторону в ожидании нужного света, то экран будет всё время гореть и съедать заряд аккумулятора, а любопытные прохожие смогут в подробностях рассмотреть нюансы выбранного вами ракурса. По той же самой причине не следует забывать выключать камеру после съемки. В отличие от Кэнона, который через определенное время переходит в режим ожидания, батарея Sony скорее всего «сядет» в процессе транспортировки.

    После перехода с Canon 5D Mark III в Sony A7R сильно не хватает второго слота для карты памяти. По моему убеждению, карты SD менее надежны и чаще теряются, к тому же, во время ответственной съемки никогда не мешает продублировать материал на запасную карту. К сожалению, кардинального решения этой проблемы не существует, поэтому рекомендую чаще копировать фотографии на жесткий диск и запасные носители.

    5. Сжатие RAW с потерями

    О том, что Sony использует в некоторых моделях своих камер алгоритм сжатия RAW-файлов с потерями, что проявляется в виде ореолов и постеризации на границах участков контрастных объектов, неоднократно упоминалось на российских и зарубежных тематических форумах, поэтому включать объемную главу с комментариями по этому поводу не считаю необходимым. Для более подробного ознакомления с данным вопросом рекомендую статью Алексея Тутубалина «Sony cRAW ETTR: сжатие с потерями, теория и практика», вот выдержка оттуда:

    «…эту постеризацию видно (но плохо), даже при движках конвертора по нулям и хорошо видно если увеличить контраст в светах. Видна она будет только на очень ровных поверхностях (цветовые шкалы без грязи; голубое небо; может быть - на очень ровной краске, вроде автомобильной), в остальных случаях естественные вариации все спрячут….»

    От себя лишь добавлю, что такие эффекты как постеризация, ореолы, а также муар (из-за отсутствия сглаживающего фильтра) являются скорее предметом интернет-дискуссий, нежели реальной проблемой при фотосъемке большинства сюжетов. С настороженностью к выбору в пользу Sony A7R, пожалуй, следует отнестись фотографам, которые по роду своей деятельности постоянно снимают объекты со сверхконтрастными границами, или поверхности с периодическими структурами и далее работают с крупными форматами таких изображений.

    6. Выводы и рекомендации

    У меня была возможность приобрести Sony A7R, не продавая свой Canon 5D Mark III, поэтому я мог сравнить эти две камеры, а потом отказаться от того, что окажется менее востребованным. В итоге, спустя полгода лежания без дела, Canon 5D Mark III был без сожаления продан, а место основной и единственной моей камеры заняла Sony A7R.

    Комплект Sony A7R + Canon TS-E 17mm f/4 L

    Сделав свой выбор в пользу Sony A7R, я получил: матрицу с превосходным разрешением и детализацией картинки, широчайший динамический диапазон, условную компактность, возможность работы с любимой оптикой Canon с номинальным сохранением автофокуса, затвор с теоретически неограниченным пробегом, по-настоящему удобную ручную фокусировку, электронный уровень, интегрированный в цифровой видоискатель и позволяющий легко снимать с рук сюжеты на оптику Tilt-Shift. При этом я лишился эргономики полупрофессиональной камеры Canon как то: отсутствие верхнего вспомогательного дисплея, менее удобный хват, больший расход аккумулятора, теоретически, меньшая физическая надежность камеры, отсутствие слотов для двух карт памяти, невозможность снимать динамичные репортажи из-за медленной фокусировки. Особняком стоит вопрос о ликвидности камеры на вторичном рынке. Очевидно, что в случае с Sony A7R она ниже.

    Кому бы я рекомендовал Sony A7R?

    В первую очередь – любителям неспешной съемки, требовательным к качеству:

    1. Пейзажистам, фотографам архитектуры и интерьеров, обладающим парком специализированной оптики. Собственной оптики для подобного вида съемок у Sony нет.
    2. Студийным фотографам и фотографам-портретистам. Возможность подключения огромного количества разной оптики делают камеру универсальным творческим инструментом для неспешной съемки.
    3. Любителям мануальной и экзотической оптики.

    Во вторую очередь:

    1. Путешественникам и блогерам. Возможность быстрого доступа к камере по WiFi, небольшой вес и габариты, а также возможность использования камеры с родной автофокусной оптикой Sony делают Sony A7R вполне подходящим инструментом для туристических зарисовок. С другой стороны, если в ваши планы не входит публикация фотографий большого формата, есть смысл рассмотреть более компактные беззеркальные камеры других производителей – Olympus, Fujifilm и т.д.

    Я не могу рекомендовать Sony A7R фотокорреспондентам, фотографам, работающим в экстремальных условиях (мороз, влажность, физические воздействия), а также любителям астрофотосъемки.

    7. Примеры изображений

    Для того, чтобы скачать RAW, кликните по ссылке под фотографией:

    f/2; 100mm; ISO100

    f/9; 35mm; ISO100

    f/9; 21mm; ISO100

    f/6.3; 16mm; ISO400

    f/5; 32mm; ISO800

    f/10; 16mm; ISO100

    f/9; 22mm; ISO1600

    f/9; 22mm; ISO3200

    f/9; 22mm; ISO6400