Про ретушь

Как правильно составить и осметить ТЗ на глубокую ретушь

Глубокая ретушь (уборка из кадра визуального мусора) – долгая, трудоемкая и кропотливая процедура. Это крайняя мера, к которой следует прибегать тогда, когда во время съемки невозможно убрать из кадра ненужные элементы. Зачастую, человеку, не являющемуся специалистом по архитектурной съемке, проблематично оценить степень сложности той или иной процедуры в редакторе.

Кажущееся простым задание «убрать одну небольшую машинку» на деле оказывается довольно трудозатратным, поскольку за автомобилем расположен неоднородный фон (забор), который приходится отрисовывать заново вместе с асфальтом и изогнутым бордюром.

Проще убрать сразу 15-20 автомобилей, но которые расположены на равномерном чистом фоне. Автомобилей больше – трудоемкость такая же, или меньшая. Но еще лучше – сделать такой кадр до начала рабочего дня, когда машин на парковке вообще нет!

Задача «закрыть открытые окна» и облагородить внешний вид фасадов – технически не очень сложная ввиду наличия большого количества повторяющихся структур, которые можно просто копировать. Но проблема возникает, когда окон десятки - ведь для того, чтобы выполнить такое задание надо аккуратно, при максимальном увеличении, мышкой или на планшете обвести по контуру каждое окно, скопировать его, вставить на новое место и подогнать по размеру. И так много раз, вручную, никакой автоматизации здесь нет.

Листва и любые текстуры, созданные природой, зачастую являются одним из самых сложных объектов для ретуши, потому что не имеют строго заданной формы и обладают разветвленной структурой. «Закрыть» 50 открытых окон на фасаде чистого дома проще, чем закрыть 5-10 окон, но заслоненных листвой деревьев. Иногда такую задачу вообще нельзя решить никакими средствами.

К сожалению, не существует никакой «волшебной кисти», позволившей бы убрать рекламу с этой остановки. Для того, чтобы очистить остановку от рекламы нужна текстура прозрачного стекла, снятая именно с этого ракурса, а поскольку вся остановка полностью заклеена рекламой, то такую текстуру просто неоткуда взять – задача нерешаема. А если учесть, что остановка занимает менее 1% от площади всего исходного кадра, то необходимость такой операции вообще сомнительна – вряд ли кто-то кроме вас будет вглядываться в снимок с увеличительным стеклом.

Именно поэтому, перед тем, как приступить к ретуши, важно соотнести сложность работ с их оправданностью. Например, за 1 час времени можно убрать один малозаметный, но сложно расположенный провод, который почти не изменит общего впечатления от снимка, или уделить то же самое время куда более существенным деталям, которые действительно будут сильно влиять на восприятие фотографии.

Важно также понимать, что ретушь, по большей части, это именно «уборка». Дорисовать то чего нет: «нарастить» листву на деревьях, «достроить» здание, добавить фигуры людей – этим занимаются художники и графические дизайнеры, а не фотограф с ретушером.

Требование «добавить листву на кусты» на данной фотографии не может быть выполнено. Причиной этому не лень фотографа с ретушером, а отсутствие в графических фоторедакторах функционала, необходимого для решения такой задачи.

Наконец, важным моментом при составлении ТЗ на глубокую ретушь является необходимость иметь представление об ожидаемом результате. Например, на картинке ниже заказчик попросил убрать старое некрасивое здание справа:

Справедливое требование – некрасивые старые здания в кадре никому не нравятся. Но заказчик остался недоволен результатом – «здание висит в воздухе», «за ним ничего нет». Действительно так. Но в данном случае мы лишь следовали ТЗ, а «видеть сквозь стены» и дорисовывать то чего нет на месте пустоты – повторимся, не в нашей компетенции, хоть мы бы и очень хотели это сделать.

И напоследок – хороший фотограф и добросовестный ретушер сделают все, чтобы клиент остался доволен. Они будут сидеть днями и ночами над вашими фотографиями, убирая провода, добавляя газоны на место пустырей и выравнивая асфальт. Но иногда, слишком сильно, пусть даже и качественно заретушированный снимок может потерять естественность. Без рекламы и проводов город выглядит лучше, но возможно ли, например, представить улицы без дорожных знаков, светофоров, разметки?

На этом примере заказчик пожелал избавиться сначала от всех желтых рамок вокруг дорожных знаков, затем и от самих знаков тоже. А, поскольку, как мы выяснили выше, объекты, находящиеся на фоне растительных текстур (деревьев, кустарников) крайне сложно поддаются ретуши, то решено было сойтись просто на заливке всех знаков зеленым цветом в тон деревьев. Добавить к этому убранную с дорог разметку и получаем фотографию, оторванную от действительности и выглядящую весьма и весьма странно.

Вместо заключения

• Только специалист может сказать – какую ретушь выполнить будет просто, а какую – нет.

• Зачеркните предыдущий пункт, потому что простой ретуши вообще не существует.

• Вся ретушь — это полностью ручной процесс, нет никаких «волшебных кистей» и «заливок».

• Помимо финансового ресурса важен еще и временной: ретушь — это долго.

• Как правило – ретушь — это уборка, а не дорисовка.

• Без фанатизма: если убрать слишком много деталей, снимок потеряет естественность.

И, самое главное:

Оценка стоимости работ по ретуши может быть осуществлена только после понимания всего объема задач, поставленных заказчиком, а это возможно ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЪЕМКИ, потому что, не имея фотографий нельзя сказать, что конкретно и как на них нужно будет убирать. В противном случае фотограф оставляет за собой право либо вообще отказаться от ретуши (что справедливо без наличия ТЗ), либо согласиться провести ее по самой максимальной ставке.