Разрешено ли летать на квадрокоптере в России

Рассмотрены правовые аспекты использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, дрон, квадрокоптер) на территории Российской Федерации. Статья актуальна на момент ее написания (март 2017) и будет пополняться по мере изменения законодательства.

Внимание! Копирование материалов статьи без размещения активной ссылки на сайт автора: Сlearimages.ru, или smelov.photo запрещено. Автор текста: Иван Смелов

Приветствую вас, дорогие друзья и уважаемые коллеги! В свете общемировой тенденции ужесточения законодательства о регулировании полетов на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА, дрон, квадрокоптер), мне, как практикующему фотографу, всё чаще приходится отвечать на вопросы по поводу законности полетов на БПЛА в Российской Федерации. Масла в огонь подливает уже устаревшая, но еще не забытая новость о том, что с 1 апреля 2016 года, якобы, БПЛА со взлетной массой (вес самого дрона и того, что он может поднять на себе в воздух) свыше 250 гр. подлежат обязательной сертификации и регистрации в соответствующих органах. Попробуем разобраться в данном вопросе. Те, кому лень читать, могут перейти сразу в конец статьи.

Беспилотный летательный аппарат. Коллаж ClearimagesTM

Итак, упомянутый выше закон действительно существовал, о чем есть соответствующая запись, например, на официальном сайте Президента РФ Kremlin.ru. Согласно источнику, федеральный закон № 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» был принят Государственной думой 22 декабря 2015 года, одобрен Советом федерации 25 декабря того же года, подписан Президентом 30 декабря и вступил в законную силу спустя три месяца после подписания - 30 марта 2016 г. К сожалению, или к счастью, в тексте закона нет ни слова о том, как именно обладатель квадрокоптера должен сертифицировать и регистрировать своё воздушное судно. Для сравнения, подобный закон, принятый 21 декабря 2015 года в США, имеет под собой весьма прозрачную, пусть и не бесплатную, процедуру онлайн-регистрации дрона на сайте Федерального авиационного управления США. Кроме того, для пилота БПЛА, не зарегистрировавшего своё судно, законом также не предусматривается и никакой ответственности.

Восполнить существующую процессуальную прореху был призван проект постановления правительства «Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», подготовленный Министерством транспорта РФ 26 января 2016 года. Согласно проекту, учет (регистрация) БПЛА должен осуществляться путем подачи обладателем дрона в ФСБ заявления, содержащего ряд данных о технических характеристиках БПЛА и о самом собственнике. Таким образом, по логике данного проекта, для того, чтобы оператор БПЛА мог «выйти из тени», ему требовалось сначала сертифицировать свой летательный аппарат в Росавиации на предмет его пригодности для полетов (так, как это делается для всех прочих воздушных судов), а затем отправиться с этим сертификатом в ФСБ, где поставить БПЛА на учет.

1 апреля 2016 года группа энтузиастов во главе с президентом Ассоциации малых беспилотников Олегом Понфиленоком отправились к зданию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) для того, чтобы подать заявление на сертификацию своих авиамоделей. Одновременно с этим многие неравнодушные авиалюбители (и наша команда в их числе) отправили аналогичные запросы онлайн. Заявления были приняты, а спустя установленные законом 30 дней пришел ответ: «Федеральное агентство воздушного транспорта не наделено полномочиями по сертификации гражданских беспилотных воздушных судов». Такая формулировка лишний раз подтвердила «сырость» принятого закона и невозможность сертифицировать, а значит и поставить на учет (зарегистрировать) БПЛА.

Фото с сайта mreporter.ru

Наряду с возмущением авиамоделистов отсутствием алгоритма исполнения принятого закона, пользователями гражданских БПЛА выражалось также негодование по поводу того, что даже в случае разработки соответствующей процедуры, обязательная регистрация и сертификация БПЛА взлетной массой более 250 гр. (а это подавляющее большинство всех любительских авиамоделей) способствует бюрократизации авиамодельного спорта в России и затормозит его развитие. Федерация Авиамодельного спорта России и Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем по этому поводу опубликовали в феврале 2016 г. открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину. В письме отмечается, что закон в нынешнем виде создает нагрузку на все уровни бюджетной системы; блокирует Национальную технологическую инициативу; создает угрозу потери Россией перспектив выхода на мировой рынок производства беспилотных авиационных систем и выполнения работ с их применением; уничтожает авиамоделизм как спорт и техническое творчество. Шквал негодования, возникший в кругах авиамоделистов по поводу принятого закона, по-видимому, докатился до Кремля. Результатом стала принятая 3 июля 2016 года поправка № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» согласно которой устраняется избыточное административное регулирование в части регистрации и учета беспилотных воздушных аппаратов. По новому закону беспилотные летательные аппараты со взлетной массой менее 30 кг освобождаются от обязательной сертификации.

На этом история заканчивается. Поскольку, большая часть любительских БПЛА имеет взлетную массу менее 30 кг, то обязательную сертификацию и регистрацию квадрокоптеров можно забыть, как дурной сон, во всяком случае, на какое-то время. Тем же, кто попал в 1% «счастливчиков», обладающих сверхтяжелыми моделями, можно посоветовать обратиться в Минтранс, откуда, судя по некоторой информации, приходят ответы следующего характера: «Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие регистрации, будут регистрироваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в котором будут определены процедуры, а также орган, осуществляющий их регистрацию. В настоящее время указанный порядок разрабатывается». В случае возникновения проблем с органами правопорядка, достаточно будет предъявить данную бумагу. Впрочем, сама идея полета на тридцатикилограммовой модели где-нибудь в черте города выглядит достаточно опрометчиво.

Фото с сайта atvarmor.ru

Кстати, о правопорядке. Неразбериха в законодательстве породила смуту не только в умах любителей полетать на квадрокоптерах, но и среди полицейских. Нередки ситуации, когда возникает недопонимание между полицейскими, сотрудниками частных охранных предприятий ЧОП и пилотами квадрокоптеров. Наибольшая вероятность возникновения конфликтов существует в местах большого скопления людей, в центре города, в местах, представляющих историческую, или культурную ценность. Полицейские, не будучи осведомленными о последних нововведениях, руководствуются старыми нормами, пытаясь оштрафовать «летуна» на 2-5 тыс.руб. согласно статье 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства». Чтобы такой ситуации не произошло, рекомендуется иметь при себе распечатку № 291-ФЗ, а также официального ответа из Росавиации об отказе сертифицировать ваш беспилотник по не зависящей от вас причине. Впрочем, наличие этих документов необязательно. Как правило, в любой ситуации выручает вежливое, но уверенное общение, готовность опустить квадрокоптер, если это возможно, и некоторая осторожность при съемке особо охраняемых объектов (таких как Генштаб, или Адмиратлейство в Петербурге). Помните, ваша цель – не доказать всем и каждому свою правоту, а максимально качественно выполнить съемку без ущерба себе, своему оборудованию и окружающим. Кстати, еще до принятия закона № 291-ФЗ должностные лица органов внутренних дел (полиции) и сотрудники ЧОП не имели права задерживать, составлять протоколы об административном правонарушении и, тем более, штрафовать (налагать иные виды административного наказания) по статье 11.4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение наказания, предусмотренного за нарушение статьи 11.4 КоАП РФ, осуществляет только Ространснадзор.

Коротко

В настоящее время регистрация беспилотников со взлетной массой менее 30 кг, согласно закону 291-ФЗ от 3 июля 2016 года, не требуется. Сотрудники ЧОП и полиции не имеют права задерживать, составлять протоколы и штрафовать оператора квадрокоптера за его использование. Однако, многие сотрудники не осведомлены о нововведениях в области законодательства, поэтому следует быть готовым к конфликтным ситуациям и, в случае их возникновения, посадить квадрокоптер. Будьте вежливыми, не напрашивайтесь на конфликт, но держитесь уверенно – помните, закон на вашей стороне, если, конечно, вы не занимаетесь съемкой таких объектов, съемка которых запрещена в принципе*. И, самое главное, не забывайте о том, что ваша цель – не доказать всем свою правоту, а максимально качественно выполнить съемку без ущерба себе, своему оборудованию и окружающим.

* Для тех, кто интересуется, где можно снимать, а где нельзя, рекомендую ознакомиться со «Сборником часто задаваемых вопросов о праве на съемку» Павла Протасова: ССЫЛКА

Обновление от 01 июня 2017 г.

По последней информации есть следующие актуальные проблемы для запуска коптера в Санкт-Петербурге и в Москве:

Санкт-Петербург

  • В феврале 2017 г. возник прецедент, когда пилота квадрокоптера, уже закончившего съемку и отъехавшего от места точки (Адмиралтейство), задержали сотрудники ФСО и изъяли флеш-карту для "проведения анализа отснятого материала". Согласно источнику, карта была передана в Москву и возвращена автору спустя 3 месяца с частичной потерей информации.
  • Иногда возникают проблемы при полетах около Смольного собора. В начале апреля появились прецеденты, когда сотрудники ФСО задерживали пилота до прибытия наряда полиции. Поскольку, как сказано выше, полиция не имеет права штрафовать за нарушение воздушного пространства, то пилота отвозили в участок, где в вежливой форме просили написать объяснительную, после чего отпускали. Пока не понятно, какова дальнейшая судьба этой объяснительной - возможно именно она впоследствии будет передана в транспортную полицию для возбуждения производства и взыскания штрафа по 11.4 КоАП РФ. Законность задержания пока также под вопросом.
  • По неподтвержденной информации с 1 июня по 12 июля 2017 г. в связи с проведением в Санкт-Петербурге Кубка Конфедераций квадрокоптеры будут изыматься силовыми структурами при попытке пилотирования в черте города. Согласно источнику, квадрокоптеры будут возвращены после 12 июля. Достоверность источника вызывает сомнение, однако, есть смысл быть осторожнее, чем обычно.
  • Москва

  • По проверенной на личном опыте информации, на территории Кремля и Белого дома (не подтверждено) иногда срабатывают GPS-обманки, отправляющие все устройства, работающие с GPS, в аэропорт Внуково. Что будет с квадрокоптером, "нарвавшимся" на такую глушилку - достоверно не проверялось, очевидно, ничего хорошего.
  • На вопрос, можно ли летать на территории Кремля, рядовой сотрудник ФСО дал ответ, что это запрещено, но лишь "до забора". За пределами Кремля запуск квадрокоптера не запрещается. Подчеркиваю, что это лишь мнение рядового сотрудника, а не официальная позиция властей.
  • В Мае 2017 г. нами были предприняты попытки запуска квадрокоптера у стен Кремля и у ворот Белого дома. У Кремля квадрокоптер запустить не получилось - "Ошибка компаса". Возможно, это никак не связано с самим Кремлем и надо было просто выбрать другую, более чистую в плане электромагнитной обстановки точку. Около белого дома вообще не возникло никаких проблем с запуском - прекрасный сигнал от GPS, хорошая дальность полета, никаких помех.
  • Обновление от 17 июня 2017 г.

    По последней информации есть следующие актуальные проблемы для запуска коптера в Санкт-Петербурге:

  • Во время проведения первого матча Кубка конфедераций в Санкт-Петербурге работали "обманки" GPS-сигнала. Навигаторы и прочие системы, работающие на основе GPS, перенаправлялись в аэропорт Пулково. По неизвестным причинам "обманки" включались и выключались периодически - некоторым даже удалось полетать над стадионом во время матча. Не исключено, что включение и выключение "обманок" привязано не столько к самому матчу, сколько к моменту проезда кортежей с правительственными персонами по городу. Коптеры тех, кому повезло меньше, решив, что находятся в аэропорту, экстренно приземлялись в той точке, над которой висели на момент включения "обманки". Уважаемые пилоты - будьте осторожны с полетами в GPS во время проведения крупных городских мероприятий, в т.ч. праздника выпускников Алые паруса.
  • У некоторых пользователей Phantom 4 Pro имеет место проблема потери сигнала GPS во время полета. В результате этого коптер переходит в режим Att и его начинает произвольно "нести" по ветру. В большинстве случаев коптер удается вернуть на землю, но в некоторых ситуациях, пилот не успевает оперативно среагировать на ситуацию и коптер оказывается за пределами прямой видимости и улетает. На данный момент считается, что проблема заложена в самом квадрокоптере и не связана с какими-либо запретами на полеты, "глушилками" и прочим. Есть мнение, что последние прошивки существенно уменьшили риск возникновения проблемы - всем рекомендую обновиться.