Обзор камеры Pentax K-1

Внимание! Копирование материалов статьи без размещения активной ссылки на сайт автора: Сlearimages.ru, или smelov.photo запрещено. Автор текста и фото: Иван Смелов

Накануне нашей майской поездки по Ленинградской, Новгородской, Псковской, Тверской, Московской и Калужской областям компания Pentax Russia любезно предоставила мне на тест свою первую и долгожданную полнокадровую зеркальную камеру Pentax K-1 с объективами Pentax 15-30 f/2.8 ED SDM WR и Pentax 43 f/1.9 Limited. Это событие пришлось вдвойне кстати, потому что моя трудяга Sony A7r не выдержала повседневного таскания 600-мм телевика: аккурат перед вторыми майскими у нее отвалился байонет и ехать в экспедицию было совсем не с чем.

5 мая вечером, в перерыве между сборами вещей в дорогу, мы с женой выбрались на набережную реки Мойки, к Красному мосту, чтобы устроить камере фотосессию и заодно получить первые впечатления от ее использования.

Pentax K-1 с объективом Pentax 15-30 f/2.8 ED SDM WR

Беря в руки K-1 после нескольких лет работы с маленькой беззеркалкой, ощущаешь давно забытый комфорт. Удобный хват, качественные материалы, приятная тяжесть – всё это не дает усомниться в надежности фотоаппарата, вызывает уважение. Но, по одежке встречают, а как поведет себя камера при съемке? Недолго думая, решили отснять знакомый всем петербуржцам пейзаж с видом на Красный мост и дом Эсдерса и Схефальса со штатива, при разных значениях ISO.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@22mm, ISO800, f/5.0, 1/6s

На фото выше присутствует минимальная обработка – выравнивание перспективы, удаление хроматических аберраций, небольшие манипуляции с ползунками shadows/highlights в Лайтруме. Все необработанные RAW-файлы, сделанные на ISO от 800 до 102400 вы можете скачать по ссылке в конце статьи.

Уже при просмотре снимков на встроенном дисплее порадовали цвета получившихся фотографий – камера отработала сцену именно так, как ее видит глаз. Может показаться, что картинка немного краснит, но в реальности свет от разгоревшихся уличных фонарей давал в точности такой оттенок. При всех дальнейших съемках положительные впечатления от цветопередачи камеры только усиливались – такой сбалансированной и сочной картинки я не встречал никогда ранее. С цветами не хочется делать вообще ничего – просто оставить как есть и получать удовольствие.

Нет добра без худа, поэтому, перейдем к недостаткам. Впрочем, недостатки здесь приведены скорее для соблюдения баланса между добром и злом – ничего криминального при просмотре фотографий на большом мониторе я не увидел. Первое – широкоугольник подмыливает углы и немного хроматит даже на диафрагме 5. На мой взгляд, для объектива c заявленной рабочей f/2.8, пятерка – это уже достаточно сильно закрытая диафрагма и резкость по углам могла быть выше, тем более, съемка проводилась не на крайних значениях фокусных расстояний, где обычно возникают проблемы, а в самой середине диапазона – на 22 мм.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@22mm, ISO800, f/5.0, 1/6s, 100% кроп угла кадра без обработки

С другой стороны, центр кадра получился очень резким – пожалуй, не хуже, чем на моем Canon TS-E 17 mm, который для меня всегда был эталоном среди широкоугольников.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@22mm, ISO800, f/5.0, 1/6s, 100% кроп центра кадра без обработки

Вглядываясь в 100%-ные кропы кадра в поисках «мыла», совсем позабылся тот факт, что снимок, между прочим, был сделан на ISO 800, на котором обычно появляются первые шумы. Здесь с этим всё в порядке – K-1 отлично отрабатывает ISO 800 и шумы можно разглядеть только в тенях и то, если начать их «тянуть». Условно-рабочим для съемки пейзажа можно назвать и ISO 1600, где шумы хоть и есть, но не досаждают сильно. Для репортажа предельно рабочим ISO я бы назвал 6400, на котором шумы уже изрядно портят картинку, но еще могут быть скомпенсированы правильной экспозицией снимка и убраны за счет ресайза больших 36-мегапиксельных файлов. Всё что идет дальше, а максимальное ISO, заявленное производителем для K-1, составляет 204800 ед. – это, на мой взгляд, маркетинг. Снимать на таких значениях чувствительности никуда не годится. И вот здесь мне придется кинуть первый увесистый камень в огород компании: Pentax всегда были камерами для истинных ценителей, готовых провести годы в ожидании фуллфрейма под полюбившимся брендом. Зачем рассказывать им сказки про 204800? У Pentax свой путь, за который его многие и любят, поэтому, я думаю, не стоило идти на поводу у других производителей, участвуя в гонке ISO. Честного рабочего ISO 6400, расширяемого в случае экстренной необходимости до 12800, или даже до 25600 ед. было бы вполне достаточно.

Путевые заметки можно снимать и на ISO12800

Поговорив об экстремальных значениях чувствительности, стоя у Красного моста в Петербурге, давайте перенесемся в Ленинградскую область и дальше. Благо, в течение всей поездки у нас было достаточно возможностей, чтобы испытать камеру: нас заливало дождем, сдувало ветром, а еще, у нас была собака, которая совершенно отказывалась позировать на камеру, давая прекрасную возможность проверить скорость автофокуса и точность его попадания. Кстати, а вот и она – замерла лишь на секунду, чего хватило для получения резкого снимка на открытой диафрагме f/2.2.

Pentax K-1 + Pentax 43 f/1.9 Limited, ISO100, f/2.2, 1/640

Мне, как человеку, прожившему 2 года вообще без автофокуса, сложно судить о том, насколько АФ в K-1 соответствует требованиям, предъявляемым к современным репортажным камерам – сам факт наличия автофокусировки уже стал казаться мне каким-то чудом и блаженством. С уверенностью могу сказать одно – ни одного кадра, который я запланировал снять, не было испорчено из-за медленного автофокуса. Скорость серийной съемки порядка 5 кадров/сек и 25 крестовых точек АФ уверенно делали свое дело как в статичном, так и в следящем режиме. Кстати, вот этих бандитов я сфотографировал в поселке Локня Псковской области, когда уже начало темнеть. Сложные условия по освещению дополнялись тем, что ребята, в общем-то, не были готовы позировать, однако кадр все равно получился резким.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@15mm, ISO3200, f/5.0, 1/30s, минимальная обработка в Lightroom

Вечером первого дня, лежа в палатке и просматривая отснятый материал, я пришел к выводу, что практически ничего не снимаю на малютку Pentax 43 f/1.9 Limited, который, вообще-то, предполагался для использования мной в качестве штатника. Удобное фокусное расстояние этого объектива в совокупности с компактными размерами и высокой светосилой выглядят очень привлекательно для тех, кто ищет себе универсальную оптику на каждый день. Поэтому, следующий пункт тестирования, который я наметил для себя – познакомиться с данным фиксом поближе. Для реализации своего плана мне требовалось ответить на вопрос: что должен «уметь» настоящий штатник? На мой взгляд, вооружившись одним лишь штатным объективом, у фотографа должна быть возможность снять любительский портрет, пейзаж, и, может быть, макро – всё самое насущное.

В портретной съемке мне не отказал Максим, любезно согласившийся позировать, тогда как девушки, присутствовавшие в нашей компании, ретировались, видимо, за отсутствием у меня репутации гениального портретиста.

Pentax K-1 + Pentax 43 f/1.9 Limited, ISO200, f/1.9, 1/500s, без обработки (только шарп)

С пейзажем всё было совсем просто, потому что он окружал нас повсюду.

Pentax K-1 + Pentax 43 f/1.9 Limited, ISO200, f/1.9, 1/1600s, минимальная обработка

Для макро очень кстати пришлись первые листики и цветочки, которых в Санкт-Петербурге еще даже не предвиделось.

Pentax K-1 + Pentax 43 f/1.9 Limited, ISO100, f/1.9, 1/160s, обработка: увеличение яркости+шарп

Общие впечатления следующие: если оставить в стороне вопрос цены, то 43 Limited – хороший объектив, но скучный. Прекрасная резкость по центру, начиная уже с открытой диафрагмы, шустрый и тихий автофокус – всё это обеспечит вам гарантированно качественные любительские снимки. Но, что до профессионального использования этого фикса, то я не берусь точно сказать, где бы он мог пригодиться. Для художественной съемки портретов, как видно из первой картинки, объектив не подходит из-за «нервного» боке, для съемки макро – имеет слишком большую дистанцию фокусировки (полметра), в результате чего объекты на снимке получаются мелкими. Пожалуй, 43 f/1.9 Limited можно было бы включить в коллекцию как один из «пейзажных» фиксов, но не самое популярное фокусное расстояние в пейзаже, равно как и не самая распространенная резьба под светофильтры, ставят и эту перспективу его использования под сомнение. Тем не менее, возвращаясь к критериям, которые я сформулировал выше – объектив идеально подходит на роль универсального штатника, фикса «на каждый день», который позволит не надорвать вам спину и не упустить важный кадр дома, или в путешествии. В конце статьи вы можете также скачать серию снимков кирпичной стены, сделанных на этот фикс на разных диафрагмах. Там видно, что объектив изрядно виньетирует и хроматит на открытых – впрочем, и то, и другое, убирается в Лайтруме за один клик.

Так уж получилось, что всю поездку нас сопровождала плохая погода. С одной стороны, проливные дожди еще больше вселили уверенность в надежности фотоаппарата – в результате постоянного контакта с влагой фотоаппарат ни разу не глючил, не давал сбоев и вообще, вел себя молодцом. С другой стороны – солнца хотелось хотя бы для того, чтобы посмотреть на динамический диапазон матрицы и проверить оптику в контровом свете. Такая возможность появилась в последний день в Торжке – одном из старейших городов России.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@15mm, ISO200, f/13, 1/400s, HDR из одного RAW-файла

При съемке сцены с большим перепадом по яркости как фотоаппарат, так и объектив достойно проявили себя. Вытянуть 2-2.5 ступени экспозиции из недодержанного кадра не составило никакого труда, при этом паразитных шумов почти не появилось. С «проявкой» из пересвеченных областей дела обстояли несколько хуже, но это особенность абсолютно всех цифровых камер. Если говорить в сравнительных величинах, то, на мой взгляд, K-1 справляется c доставанием деталей из теней на уровне моей Sony A7R и гораздо лучше, чем Canon 5D Mark 3. Света, как мне показалось, «вытягиваются» не хуже и не луче, чем в обеих вышеупомянутых камерах. Объектив 15-30 f/2.8, несмотря на свою «пучеглазость», практически не ловит зайцев, даёт красивую звездочку лучей на закрытой диафрагме и очень слабо хроматит. Но всё же, не могу обойтись без ложки дёгтя: даже на диафрагме 13 широкоугольник умудрился подмылить углы кадра. В подтверждение моих слов вы можете скачать RAW-файл с этой фотографией в конце статьи.

В завершение статьи хочу сказать несколько слов об эргономике фотоаппарата и некоторых его особенностях. Первая – и самая, пожалуй, уникальная – функция сдвига матрицы, благодаря которой вся оптика, даже старая мануальная, автоматически становится стабилизированной. Функция действительно очень полезная и неоднократно выручала меня, обеспечивая преимущество, как мне показалось, в 3-4 ступени.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@24mm, ISO200, f/11, 1/10s, съемка с рук+обработка в ЛР

Вторая – у камеры есть встроенный Wi-Fi и GPS модули, что очень пригодилось в поездке. Опция Wi-Fi включается и настраивается весьма интуитивно при помощи специального многофункционального колесика Smart Function, ну, либо, через меню, если вы не ищите лёгких путей. Приложение на телефон простое, скинуть фотографии получилось, не прибегая к инструкции. В отличие от моей Sony при подключении по Wi-Fi Pentax скидывает оригиналы. Это, на мой взгляд, и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что присутствует больший простор для творчества: кадрируй, выравнивай, исправляй перспективу – все равно останется приличного размера картинка, которую можно запостить, например, в Инстаграм. Негативный аспект данной ситуации также очевиден – память телефона быстро забивается огромными JPEG-ами, которые приходится периодически чистить.

Pentax K-1 + Pentax 43 f/1.9 Limited, ISO100, f/8, 1/80s, обработка в ЛР+ФШ

Третья, незаменимая для пейзажного фотографа функция – поворотный во всех плоскостях экран. Не сказать, что этой опцией в наше время можно кого-то удивить, поворотным экраном сейчас оснащаются даже бюджетные модели камер, например, Canon 750D. Однако, то, с каким изяществом в компании Pentax подошли к реализации данной функции не может не восхищать: экран действительно надежный и очень удобный, а в совокупности с еще одной очень полезной фишкой – подсветкой отдельных зон фотоаппарата светодиодами, делает камеру, пожалуй, самой удобной для съемки пейзажа в сложных условиях. При съемке в темноте можно, например, подсветить шкалу фокусировки объектива (даже при выключенной камере). На других фотоаппаратах для этого часто приходилось пользоваться фонариком.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@24mm, ISO3200, f/5.6, 10s, съемка с нижней точки с использованием поворотного дисплея и LED-подсветки органов управления

Перечислять особенности камеры Pentax K-1 можно долго, тестировать еще дольше. Ниже, две, по моему мнению, наиболее интересные функции из тех, которые я не успел опробовать:

  1. Pixel Shift - благодаря смещению пикселей и созданию стека из cдвинутых кадров, увеличивает резкость статичной картинки. К сожалению, почти всю поездку шли дожди и вдумчиво поснимать со штатива не удалось, а на единственный вечер без дождя накопилось столько всего, что про Pixel Shift просто не вспомнил.
  2. HDR прямо в RAW – интереснейшая функция о которой, к сожалению, узнал лишь в конце тестирования, гонясь за непредвзятостью теста и специально не читая сторонние обзоры.

Pentax K-1 + Pentax 15-30 f/2.8@15mm, ISO100, f/8, 1/160s затемнение неба в Lightroom

Выводы

Вот и подошла к концу наша поездка, а вместе с тем и мой обзор первой полнокадровой и столь долгожданной камеры от Pentax. Мне K-1 очень понравилась – прекрасная матрица, отличная эргономика, надежная конструкция, емкий аккумулятор, два слота для карт памяти, GPS, Wi-Fi и еще много-много всего, что делает работу с камерой простой и приятной. Но, пожалуй, больше всего меня вдохновила цветопередача: в любых условиях, в любую погоду, при любом освещении я получал именно те цвета, которые ожидал и не мог ни на йоту упрекнуть фотоаппарат во вранье. Скажу по секрету, после основного тестирования, я выезжал с K-1 еще на несколько коммерческих съемок и, хотя моя Sony уже вернулась из ремонта, да и Canon жены никто не отменял, я делал свой выбор в пользу Pentax именно из-за цветов, поскольку быстро привык к хорошему и уже не хотел возиться в Лайтруме с цветокоррекцией.

Как о любом устройстве, о камере Pentax K-1 в Интернете можно найти множество как хвалебной, так и негативной информации. Критика, по большей части, основывается на неспособности пользователей оценить и принять инновационный подход компании к своему продукту. В Pentax K-1 всё по-своему, даже такая мелочь, как способ открытия отсека с АКБ – особый, не похожий ни на что виденное мной ранее. К сожалению, в погоне за плюшками, камера слишком поздно увидела свет и на данный момент несколько отстает от конкурентов по некоторым параметрам. Именно поэтому, как мне кажется, ее выход не произвел того фурора, которого Pentax K-1 заслуживает. Для того, чтобы вырваться в мейнстрим, Pentax следует расширить парк современной совместимой оптики и аксессуаров, поработать над системой автофокусировки, добавить в камеру 4К видео и, самое главное, не затягивать с выходом следующей модели!

Материалы для скачивания

RAW-файлы, изображения из статьи в исходном разрешении, некоторые дополнительные материалы и сам текст статьи в форматах PDF и DOC вы можете скачать по этой ссылке: НАЖМИ, ЧТОБЫ СКАЧАТЬ