О направлении света в режимное время

Внимание! Копирование материалов статьи без размещения активной ссылки на сайт автора: Сlearimages.ru, или smelov.photo запрещено. Автор текста и фото: Иван Смелов

Материал данной заметки планировался в качестве небольшого самостоятельного дополнения к статье Александра Ермолицкого "Как снимать рассветы и закаты". Заметка рассчитана на подготовленного читателя, поэтому перед ее прочтением рекомендуем ознакомиться с обозначенной выше статьей Александра.

Терминология

Определимся с терминологией: Всё, что написано про закаты, распространяется и на рассветы. Всё, что написано про вечернюю съемку после заката, также распространяется и на утреннюю съемку незадолго до рассвета. С учетом сказанного выше, далее будем говорить только о закатах.

Тезисы

За отправную точку возьмем следующие два тезиса (их придерживается большинство коллег-фотографов, с которыми доводилось общаться):

1. Съемка на закате.

"Хорошо снять архитектуру на закате довольно непросто. Во-первых, надо дождаться времени года, когда закат будет именно за тем архитектурным ансамблем, который, по замыслу, является объектом съемки. Во-вторых, нужно, чтобы повезло с погодой и сам по себе закат (рассвет) был красочным".

2. Вечерняя съемка после заката.

Хорошо снять архитектуру вечером после захода солнца намного легче. Ведь, раз солнце уже зашло, то не надо задумываться о его положении, а также о времени года и погоде. Достаточно поставить камеру на штатив, выбрать композицию и сделать кадр. В идеале, для большей художественности, дождаться включения городской подсветки.

Цель данной заметки - опровергнуть второй тезис и показать, что при съемке архитектуры после захода солнца, его положение по-прежнему так же важно, как и в случае съемки в контровом свете на закате.

Рассмотрим пример:

Один и тот же сюжет, снятый при разном положении уже зашедшего за горизонт солнца.

Как видно, снимок слева выглядит скучно - цвета потеряны и возникает ощущение, что город поглощен смогом. Почему так? Невыразительность левого снимка связана с тем, что солнце в его случае зашло сбоку и поэтому вся сцена разом погрузилась в тень, а небо оказалось мало того, что достаточно светлым, но еще и неравномерным по яркости.

Фотография справа смотрится куда лучше. Причиной тому - солнце, которое ещё не скоро, но должно взойти за спиной у фотографа. Его первые, рассеянные атмосферой лучи, уже осветили высокие шпили архитектурных доминант, придали насыщенность зелени, а небо не тронули - в противоположной стороне от солнца небо осталось тёмным, глубокого синего цвета.

Кстати, обратите внимание, что за счет того, что фотография справа более контрастна, она кажется резче. В своей практике мне часто приходится слышать вопрос: "Как вы добиваетесь такой резкости на своих снимках?". Очевидно, дело здесь не только в камере и в объективе, но и в выбранном времени съемки, как это ни странно. Правильно подобранный свет выявляет фактуру снимаемой сцены, повышает ее контраст, благодаря чему создается впечатление бОльшей резкости.

***

Поспорили Мышь и Верблюд.

- Я первым увижу солнце, - сказал Верблюд.

- Нет, я первой увижу солнце, - ответила Мышь.

- Не спорь со мной, - рассердился Верблюд. - Ты не больше моей ресницы, а я гора.

Всю ночь Верблюд смотрел на восток, чтобы увидеть первым солнце. А Мышь сидела на горбу у Верблюда и смотрела на Запад. Хитрая Мышь знала: когда настанет рассвет, солнце сначала осветит вершины западных гор. Начался рассвет - засверкали западные горы. А Верблюд все смотрит на восток, ждет, когда солнце появится.

- Я первой увидела солнце, - закричала Мышь. - Оглянись!

Оглянулся Верблюд и видит: горы на западе сияют, озаренные первыми лучами.

Так маленькая Мышь оказалась умнее большого Верблюда.

С тех пор первый месяц в году у бурят называется месяцем Мыши.

***

Что же касается съемки в пасмурную и дождливую погоду, то тут, как правило, действительно не важно, где зашло солнце. Цвет и яркость неба, затянутого облаками полностью определяется цветовой температурой и оттенком искусственных источников света в городе. Поэтому, единственно значимым условием при такой съемке является не пропустить момент включения уличной подсветки. Когда подсветка только зажглась и фонари не успели разгореться, можно поймать момент, в который небо и вся сцена в целом имеет лёгкий пурпурный, или голубой тон. Снимки в этом случае получаются не такими выразительными, как в примере, описанном выше (фото справа), но достаточно хорошими, чтобы спасти вечер и не остаться совсем без кадра (особенно актуально, если непогода застала вас в чужом городе и прийти переснять нет возможности).

При съемке в пасмурную погоду лучше всего поймать момент, когда фонари зажглись, но не успели разгореться.

Снимок на примере выше был сделан в условиях плотной низкой облачности и моросящего дождя. Кадр спасла богатая уличная подсветка, до включения которой картинка была практически монохромной и очень скучной. 10 минут спустя эта подсветка разгорелась и окрасила небо в неприятный буро-зеленый цвет - фотографировать было уже невозможно.

Если на улице идет дождь, не стоит сразу убирать камеру также и потому, что намокший асфальт, порой, выглядит очень симпатично и можно получить оригинальные снимки (как на примере ниже). Однако, это уже тема для отдельного разговора.

Съемка вечерней сцены в дождь.